Дед
  • babs71

Петербург. "Шведские" вазы.

В XVIII-м столетии Россия регулярно воевала со Швецией. Однако после четырех проигранных подряд войн (последняя из них завершилась в 1809-м году) шведы наконец смирились с ситуацией, и поняли, что с русским медведем лучше дружить. А какая же государственная дружба без дипломатических подарков? Некоторые из них мы можем увидеть на улицах города.
Пристань у Адмиралтейства украшают две гранитные вазы:
IMG_2811.JPG
Далее в моем блоге...
После велопрогулки.

Царь-красавец и выставка в Питере!

  • В Питере - не только пить. Мы на выставке из цикла «Сага о Романовых». Место действия — Санкт-Петербург, Михайловский замок. Герой - Николай I.

    Николаю Павловичу не повезло с исторической памятью — его как-то быстро и гаденько облили позором, явив царя-Палкина, монарха-дубину. Иван Грозный и Пётр I – те вызывают жгучую полемику — вплоть до драки. Екатерина — восторг, смешанный с альковным интересом. Александр II чествуется, как герой-освободитель и — как несчастная жертва собственной же нерешительности. Последний из коронованных Романовых - это любовь и жалость, равно как насмешливое отторжение: «Сам же и виноват!». Целая гамма чувств. Тогда как Николай I, при котором случился Золотой Век русской культуры и началось активное развитие науки и техники, по-прежнему заклеймён дурацкими прозвищами, а нынешние авторы — либералы-западники повторяют слово в слово трёпаные советские хрестоматии.


  • Николай Павлович в детстве. Похож на бабушку-Екатерину.

    Почему-то не приходит в голову, что все вехи долгого николаевского правления 1825 — 1855 — это именно его — Николая — достижения. Он царил надо всем, во всё вникал; чувствуя и понимая военное дело, художественную литературу, мосты, паровозы, финансы. Никого не смущает дата на логотипе Сбербанка — 1844? Или год основания Императорского московского технического училища (ныне — Бауманки) — 1830-й? А возникновение железных дорог в России? А Пулковская обсерватория? А первая по-настоящему русская опера «Жизнь за царя»? Кто-то ещё болтает, что всё делалось «вопреки Палкину», которого забавляли только плац-парады и нижние юбки дур-фрейлин? Он начинал свой рабочий день ещё затемно, а чиновники, идущие по своим присутствиям, видели силуэт в окне Зимнего дворца. Насчёт «раба на галерах» впервые сказал трудяга-Николай Павлович!

    Collapse )
  • Дед
    • babs71

    "Николай I" в Инженерном замке.

    В Инженерном замке продолжается цикл выставок, посвященных русским имераторам. В свое время я делал пост о выставке, посвященной Екатерине II, а на днях здесь открылась выставка, посвященная Николаю I. Предлагаю взглянуть на некоторые ее экспонаты.
    Значительную часть экспозиции составляют портреты самого Николая. Вот он в детсЖалее вотве:
    IMG_1586.JPG
    Далее в моем блоге...
    После велопрогулки.

    Атака клонов.

  • Я редко сморю детское и подростковое кино, однако, узнав, что в фильме «Щелкунчик и четыре королевства» есть русско-имперская тема, я конечно же, заинтересовалась. Перед нами — громадный красный чертог, в котором угадываются и собор Василия Блаженного, и питерский Спас на крови, и ещё ряд храмово-дворцовых сооружений, подсмотренных авторами в путеводителях по России. Охраняют ворота расхристанные гусары — воспоминание о 1812 годе. Придворная обстановка — русский галантный век, украшенный и эстетизированный, однако же, узнаваемый. Королева Сахарная Слива — некая пародия на Екатерину Великую — помпезна, коварна, любит военных. Красивых-здоровенных. В кадре — установка, превращающая игрушечных солдатиков в металлических воинов, каждый из которых — копия императора Николая I – усы, каска, ботфорты и — оптимистически выпученные глаза.



    Выбор — понятен. Батюшку-царя Николая I и — Россию именовали когда-то «жандармом Европы». Авторы фильма со всей очевидностью, беззастенчиво намекают на Россию, Империю Зла. Я уже с трепетом ждала появления оживающих гипсовых пионерок с автоматом Калашникова или ещё каких-нибудь хтонических девушек с вёслами (гулять, так гулять!), но декораторы ограничились имперской и старо-московской эстетикой. Разумеется, в этом дивном королевстве центральное зрелище — это балет. Больше того — он показан, как основа их цивилизации и важнейшее средство пропаганды. Да-да, мы — в области балета!

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    Бытие без драйва: женский XIX век

  • Мне очень нравится эта картина - «У окна лунной ночью». Романтическая дева, этакая коллективная сестра Ларина, сидит с гитарой и мечтает, видимо, о любви. Потому что всё остальное у неё уже есть - жилплощадь в центре, евроремонт с античными модностями, брендовые прикиды и куафюра от лучшего стилиста года. Если отвлечься от моего стёба, то картина и впрямь, завораживающая - тут особый свет, особый настрой, полуфантастическое пространство. Тут много воздуха и печально-радостного предчувствия. О чём я хочу поговорить? Ребята и девчата, как хорошо, что мы живём сейчас, а не тогда!!! Вот сидит дева, наигрывает романс, мечтает о кавалергарде с усами и тугими ляжками или о поэте с африканской шевелюрой, или о царевиче Николаше. А выдадут её замуж не по взаимной склонности, а из иных соображений, а Николаша, если и пожмёт ручку за котильоном, так это вовсе не то, что ей хотелось бы.


  • Фёдор Толстой «У окна лунной ночью». 1820-е годы.

    Скука-скука... Семейные обеды, визиты, писанина, никакого драйва. Придёт, разве что Поэт, черканёт пару фраз в альбомчик. Или привезут итальянскую приму - выдаст рулады, все вяло похлопают и пошепчутся, что у князиньки Василия крепостная Малашка выдаёт «фа-диез» куда покруче. Многим людям кажется та жизнь красивой и полной смысла. Опять же - экология, никаких выхлопных газов, никакой там борьбы за место в электричке. Почти все девочки мечтают оказаться в прошлом, непременно графинями, в роскошных сорти-де-баль (это не сортир на балу, это накидка после бала). Какая красивая одежда! Какая должна быть возле неё красивая жизнь! А жизнь-то была нуднейшая, полная традиций, предписаний, тонкостей.

  • Далее - тут.
  • После велопрогулки.

    Его просто жалко!

  • Статья-настроение о выставке, посвящённой Александру II. На него смотришь - и жалость берёт. Просто один только вид - несчастный. Даже царь-мученик Николай II вызывает такой печали.

    ...Бытует устойчивый литературно-кинематографический шаблон: «волевой, суровый нордический тип» и это клише — надумано. У «нордического человека» Александра II – растерянное, удивлённое лицо. Это его отец — колосс Николай Павлович вызывал ужас, трепет и поклонение, а «зимние очи» - по определению Герцена - заморозили всю Россию. Это у двоюродного деда по материнской линии — Фридриха Великого был проникающий взор и жёсткий подбородок. Александр II смотрел на мир неуверенно — будто бы ища поддержки. Его упрекали и — продолжают упрекать, что ни одно своё начинание он так и не довёл до логического финала, кидаясь из крайности в крайность; окружая себя то прогрессистами-новаторами, то — реакционерами. Широко известна речь, сказанная в марте 1856 года: «Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это несправедливо, от этого было несколько случаев неповиновения крестьян помещикам… Я не скажу вам, чтобы я был совершенно против этого: мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что и вы одного мнения со мною; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». И да, и нет. И вроде бы как... Хочу, но могу ли? Ах, да — всенепременно должен. Всем — должен.



    Collapse )